Учитель-дефектолог (учитель-логопед)

Цель деятельности: осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся с нарушениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья.

Направление деятельности:

  • 1. Диагностическое. Осуществление логопедического (дефектологического) обследования обучающихся, определение структуры и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности.
  • 2. Коррекционно-развивающее. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Осуществление работы в тесном контакте с учителями, с другими специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, с родителями.
  • 3. Консультативное. Консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • 4. Профилактическое. Посещение занятий и уроков. Выступление на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях педагогов.


В процессе логопедического сопровождения детей-логопатов специалист ставит перед собой перечень задач:

  • 1. Корригировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей: -исправлять дефектное звукопроизношение; -формировать звуко-слоговую структуру слова; -развивать фонематический слух (умение различать звуки на слух); -развивать фонематическое восприятие (умение проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слов).
  • 2. Формировать лексический компонент речи: - уточнять, расширять, обогащать словарный запас с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы; - закреплять учебную лингвистическую терминологию; - избавить словарный запас от слов-паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
  • 3. Формировать грамматическую сторону речи учащихся: - устранять имеющиеся аграмматизмы; - закреплять категориальное значение различных частей речи; - уточнять грамматическое значение слов; - формировать грамматические и морфологические обобщения; - развивать морфемный и морфологический анализ.
  • 4. Формировать синтаксический компонент речи и связную речь: - формировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения; - развивать навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
  • 5. Выявлять и проводить коррекцию нарушений письменной речи – дислексии и дисграфии.
  • 6. Развивать просодический компонент речи, корректировать проявления заикания.
  • 7. Развивать невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи: - мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев); - свойства внимания; - зрительную и речеслуховую память; - временные и пространственные представления; - мелкую моторику; - динамическую организацию двигательного акта; - сенсомоторные и межполушарные взаимодействия.
  • 8. Воспитывать интерес к учению, повышать школьную мотивацию.
  • 9. Формировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
  • 10. Формировать коммуникативные умения и навыки: - самостоятельно планировать речевое высказывание; - точно выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией; - развивать диалогическую и формировать монологическую формы речи; - совершенствовать паралингвистические и экстралингвистические средства общения – просодику, жесты, мимику; - воспитывать толерантность, культуру речевого общения; - прививать навык обращения к учителю или товарищу за разъяснением.


Сроки-усвоения-звуков
Рекомендации педагогам - Аутизм
Рекомендации для родителей - Гиперактивность
Артикуляционный тренажер для звуков Ш-Ж
Артикуляционный тренажер для звуков СЗЦ
Артикуляционный тренажер для звука Р
Артикуляционный тренажер для звука Л